Среди всех расходных жидкостей автомобиля тормозная на особом счету. От её рабочего состояния зависит не только работоспособность и исправность машины, но и, в первую очередь, безопасность – ваша, других водителей и пешеходов.
Как работает тормозная жидкость и что будет, если её не менять?
Тормозная жидкость (ТЖ) служит прежде всего для передачи давления с усилением от педали через цилиндры и поршни на колодки, которые, прижимаясь к барабанам или дискам, останавливают вращение колёс. Вторая её задача, также важная – смазка трущихся элементов тормозной системы, таких как поршни, цилиндры и резиновые уплотнители.
При торможении выделяется большое количество тепла, что приводит к нагреванию ТЖ. Поэтому её главной характеристикой является высокая температура кипения. У разных марок жидкости этот параметр колеблется от 200 °C (у DOT-3) до 260 °C (у DOT-5).
Нагреваясь, жидкость расширяется, и для выравнивания давления специальный клапан в бачке выпускает лишний воздух. При охлаждении в бачок опять поступает воздух, а вместе с ним и порция влаги. Образовавшийся конденсат постепенно смешивается с ТЖ и медленно, но верно снижает её температуру кипения. Всего три процента воды в тормозной жидкости делают её непригодной к использованию.
Ещё одно вредное следствие насыщения ТЖ водой – коррозия металлических частей системы. Результаты этого явления – от неравномерного и ускоренного износа дисков и колодок до заклинивания суппортов.
Кроме того, мельчайшие частички разрушающихся цилиндров и поршней попадают в тормозную жидкость и ухудшают её свойства. Резиновые трубки и уплотнители также не отличаются высокой стойкостью и постепенно разрушаются, добавляя грязи.
В конце концов, химические присадки в тормозной жидкости со временем теряют свои свойства, что сказывается на её работоспособности. Помимо этого, ТЖ убывает в системе естественным образом – испаряясь в бачке и через уплотнители.
Всё это вместе взятое приводит к тому, что даже при нормальной эксплуатации тормозная жидкость становится через некоторое время неработоспособной. Если её не заменить, то коррозия системы будет прогрессировать. В самых критических ситуациях, например, при длительном торможении, жидкость может закипеть. Это обычно приводит к отказу тормозов. Перспектива малоприятная.
Как проверить тормозную жидкость?
Определить, нужно ли менять тормозную жидкость, несложно. Один из основных признаков – ухудшение работы тормозов. Но до этого лучше не доводить. Есть три способа контроля состояния ТЖ:
- визуальный. Проверяйте, не изменился ли цвет. Обычно это светло-жёлтый или розовый. Потемнение указывает на то, что пора менять. Так же поступают и при помутнении жидкости;
- с помощью тест-полосок. Они есть в продаже. Окунув такую полоску в бачок и сравнив её цвет с образцами на упаковке, вы определите состояние вашей ТЖ;
- с помощью электронного тестера. Сравнительно недорогой прибор. На его корпусе есть несколько светодиодных индикаторов разного цвета, от зелёного до красного. Они и покажут, нужно ли менять жидкость.
Следите за уровнем ТЖ. На бачке есть риски, которые обозначают ее максимальное и минимальное количество. При недостатке жидкости снижается давление в гидросистеме, и тормозные усилия падают. Проверять уровень рекомендуется каждую неделю, а состояние жидкости (одним из описанных выше методов) – раз в месяц.
При постепенном, в течение трёх-шести месяцев, снижении уровня тормозной жидкости её можно немного долить. Какие правила при этом соблюдать – в конце статьи. Если же жидкость убывает быстро, например, опускается до минимума за неделю или месяц, значит, в системе появилась течь, и требуется срочный ремонт.
Процедура замены тормозной жидкости относительно несложная. При наличии определённых навыков её можно сделать самостоятельно. Но, так как это очень ответственная манипуляция, лучше доверить её профессионалам автосервиса.
Виды тормозной жидкости, срок её службы и периодичность замены
Сегодня практически повсюду используются ТЖ стандарта DOT.
- DOT-3 – устаревший вариант для тихоходных транспортных средств. Быстро набирает влагу.
- DOT-4 – наиболее распространена, оптимальна для большинства автомобилей.
- DOT-5 – жидкость с силиконом. Применяется на спортивных и высокоскоростных машинах, совершенно не впитывает влагу.
- DOT-5.1 – улучшенная присадками DOT-4.
Определять срок замены тормозной жидкости перечисленными выше способами не обязательно, если менять её по регламенту, рекомендованному производителем. Обычно в инструкции по эксплуатации указывается, когда менять жидкость. Чаще всего это нужно делать после пробега в 30-40 тысяч километров. Для спорткаров этот интервал может составлять 15-20 тысяч. В этом же документе рекомендуется и тип жидкости.
Кроме пробега, часто указывают ещё и временной интервал. Как правило, он составляет два года. Даже если машина стояла в гараже без движения, через три года тормозная жидкость, за счёт сезонного перепада температур, насыщается влагой и требует замены. Правда, некоторые производители жидкостей утверждают, что DOT-5 и DOT-5.1 могут служить до пяти лет.
Когда количество тормозной жидкости падает ниже минимальной отметки – это тревожный сигнал. Лучше проверить тормозную систему. На небольшой срок – например, когда остался всего месяц до очередного ТО, – допускается просто добавить немного жидкости. Только нужно учесть, что доливать её нужно той же марки, которая уже залита в систему. Можно также использовать жидкость с более высокими показателями, кроме DOT-5: она несовместима с другими.
Осталось добавить, что тормозная жидкость подлежит замене не только по срокам и пробегу, но ещё и в следующих случаях:
- после приобретения подержанной машины;
- при ремонте или замене какого-либо элемента гидравлической системы. Например, тормозных суппортов, шлангов или цилиндров;
- после замены тормозных колодок или дисков.
Теперь вы знаете зачем, почему и как часто необходимо менять тормозную жидкость. Если будете выполнять эти рекомендации, то тормоза вас не подведут. Счастливого пути!