Необходимость промывки двигателя – один из тех вопросов, где мнения автовладельцев часто расходятся. Нужно ли вообще промывать мотор? Когда и насколько часто делать эту процедуру? Какой способ промывки и какое средство выбрать? Постараемся разобраться, какая точка зрения ближе к истине.
Если отвечать на первый вопрос однозначно – промывка нужна. Однако, к ней надо подходить с осторожностью: не всегда в этой процедуре есть необходимость. Добавки, которые при этом используются, обладают промывающим эффектом и хорошо очищают двигатель, однако при неправильном применении могут и нанести вред.
Зачем и когда необходима промывка двигателя?
Вопрос, нужно ли делать промывку, возникает чуть ли не при каждой замене масла. Основных задач у этой процедуры две:
- удалить остатки старой смазочной жидкости, которые неизбежно сохраняются в полостях двигателя при замене;
- избавиться от отложений грязи, которая постоянно накапливается в смазке и со временем может забивать каналы, приводя к масляному голоданию и даже к необходимости капитального ремонта двигателя.
Однако, если вы постоянно заливаете масло одной марки, достаточно высокого качества, делаете замену своевременно и правильно, то промывать двигатель каждый раз совершенно не нужно. Делать это необходимо (или настоятельно рекомендуется) лишь в таких ситуациях:
- после покупки автомобиля, если он приобретается не в салоне, а с рук. Вы не можете точно знать, как эксплуатировал машину прошлый владелец, своевременно ли он менял масло, какие смазочные материалы использовал. Поэтому лучше перестраховаться;
- если вы меняете тип масла в двигателе – не только при переходе с «минералки» на синтетику (хотя в этом случае промывка особенно важна), но и при смене марки или вязкости масла. Присадки в разных маслах могут отличаться, и смешивать их нежелательно. Также стоить промыть мотор, если в пути вы были вынуждены залить масло низкого качества;
- при эксплуатации транспортного средства в тяжелых условиях. Если вы любите водить быстро, много и агрессивно, а также ездите по сложным дорогам, то о промывке следует вспоминать чаще, так как отложения при этом образуются в большем количестве;
- если у вас машина с турбированным мотором. Турбина не только «любит» качественное масло, но и «боится» грязи в системе смазки;
- после прохождения отметки в 50 тыс. км пробега;
- после капремонта силового агрегата.
Негативные последствия промывок
Заливать в двигатель промывку слишком часто не рекомендуется, иначе от нее будет больше вреда, чем пользы. Основные причины этого таковы:
- моющие присадки при контакте с резиновыми изделиями (например, сальниками коленвала) могут ускорять их разрушение. Чем сильнее и «агрессивнее» средство для промывки, тем быстрее будет этот процесс;
- вязкость масла снижается. Происходит это при его смешивании с остатками моющих средств внутри двигателя;
- промывка, особенно кратковременная, может не удалить затвердевшую грязь, а только размягчить ее. Позже эти отложения отстают от поверхности, перемещаются по масляному пути и застревают в небольших каналах, уменьшая их проходное сечение. В результате смазка поступает не во все места, что может привести к неисправности двигателя.
Какая промывка двигателя лучше?
Существуют различные виды промывки двигателя (стоит отметить, что так называют и процедуру, и саму жидкость, которая заливается в силовой агрегат). К наиболее распространенным относятся:
- промывка-«пятиминутка». Такую жидкость заливают прямо в старое масло непосредственно перед его сменой на новое. Мотору дают поработать 5-10 минут, после чего смесь сливают. Преимущество такого способа – в скорости и простоте. Недостатки связаны с тем, что слишком мягкая «пятиминутка» не успевает растворить грязь, а слишком сильная – вредит уплотнителям;
- промывочное масло. Перед его заливкой старое масло удаляется. Затем, как и в первом способе, двигателю дают поработать некоторое время на холостом ходу, промывку сливают и заливают новое масло. Такой способ несколько дольше, чем предыдущий, но считается более эффективным и хорошо подходит для ситуаций, когда меняется тип смазочной жидкости;
- долговременная («долгоиграющая») промывка. Средства из этой категории заливают в двигатель вместо масла. Затем нужно проехать некоторое расстояние (обычно от 50 до 500 км), стараясь не слишком «лихачить». После такого «прогона» выполняется стандартная замена масла. Способ считается наиболее эффективным;
- промывка лишней порцией масла. При таком способе не нужны дополнительные средства: вместо старой смазочной жидкости заливается небольшая (минимально допустимая для нормального давления) порция новой. Двигатель прогоняют на холостом ходу, после чего убирают это масло и снова заливают новое – уже в нормальном количестве. Этот метод рекомендуется, если нужно не избавиться от отложений, а лишь сменить один тип масла на другой.
Назовем несколько самых распространенных марок промывочных жидкостей, которые показали хорошую эффективность:
- ENEOS. Это моющее средство устраняет наросты грязи и не допускает их дальнейшее оседание на металле;
- Лукойл. Обладает хорошими растворяющими свойствами;
- ТНК. Используется в первую очередь как средство для удаления нагара;
- ZIC. Препарат обладает способностью устранять отложения из небольших трещин;
- Shell Helix. Главным преимуществом этого средства является изготовление из органики, благодаря чему оно практически не повреждает резиновые детали;
- Verylubе. Преимущество этой промывки – наличие присадки «ревитализант». С ее помощью детали покрываются защитной пленкой и служат значительно дольше.
Как делается промывка
Промывка двигателя – процедура относительно несложная, но имеющая свои нюансы. Порядок работы обычно таков:
- с охлажденного двигателя сливается старое масло и заливается промывающее средство;
- на определенный период времени (обычно – указанный в инструкции к препарату) заводится двигатель;
- мотор глушится и раствор сливается;
- с целью улучшения качества работы снимается поддон и очищается от наростов грязи;
- ставится фильтр и заливается свежее масло.
Иногда моющее средство продается в виде концентрированного раствора. В этом случае его нужно добавить к старому маслу, а затем выполнить пункты, указанные выше.
Хотите убедиться, что процедура была эффективной? Существует несложный способ это проверить: если замер компрессии двигателя показал рост давления на всех его цилиндрах, то, скорее всего, масляные отложения были удалены и цель достигнута.
Промывку силового агрегата можно сделать и самостоятельно, но в таком случае при несоблюдении регламента можно вместо пользы нанести двигателю вред. Лучше доверить эту работу специалистам. В автосервисе DZigora Complex мастера не только быстро выполнят промывку, но и при необходимости проведут квалифицированную диагностику двигателя, которая поможет обнаружить любые неполадки.